Бездействие администрации по расселению непригодного для проживания частного дома

Порядок признания жилья аварийным, непригодным для проживания и подлежащим сносу

Жилищный фонд подвергается износу, многие дома становятся аварийными. Жить в таких сооружениях не просто небезопасно, но и опасно для жизни. Большая часть аварийных домов подлежит немедленному расселению и сносу. Однако, чтобы это произошло нужно закрепить за объектом соответствующий статус – аварийный. А вот ветхие строения сносу не подлежат. Зачастую этим активно пользуются власти, сообщая о том, что дом является не аварийным, а ветхим. На самом же деле здание готово вот-вот обрушиться и создает реальную опасность для жителей.

Можно ли повлиять на признание жилья аварийным, непригодным и подлежащим сносу? Каковы критерии аварийности, куда обращаться, какие документы собирать? Если вы оказались в непростой жизненной ситуации, читайте о порядке признания жилья аварийным. Знание законов позволит получить новую жилплощадь, а не терпеть нечеловеческие условия в старой квартире.

В каких случаях дом признается аварийным?

Существует регламент, позволяющий отнести дом к категории аварийных. Основные моменты прописаны в Постановлении Правительства РФ № 47 от 28 января 2006 года (обновленная редакция). Оттуда можно почерпнуть как проходит признание дома аварийным и что за этим следует.

Вкратце выделим признаки непригодных для проживания построек:

  • полный износ капитального строения – деформация несущих конструкций, опор, фундамента (свыше 70% урона);
  • расположение в зоне неблагоприятного климата, например – токсичных отходов и загрязненного воздуха;
  • угроза обрушения от природной или техногенной катастрофы, например – оползня, снежной лавины, разлива реки;
  • обесточивание дома – отсутствие электричества, водоснабжения, газификации и прочих удобств, а также невозможность их прокладки в ближайшее время;
  • разрушение здания в результате бытового взрыва или пожара – поражение всего дома или отдельных частей (этажей);
  • превышение допустимого уровня шума – нормой считается лимит в 55 дБ (децибел).

Также следует знать, что не все дома признаются аварийными. Отметим причины, когда здания не подлежат сносу:

  • отсутствие/неисправность лифта в многоквартирном дома (свыше 5 этажей);
  • трудности с подачей горячего водоснабжения;
  • отсутствие или износ канализации – для 1-этажных и 2-этажных домов;
  • отличие запланированной и реальной жилой площади в квартире;
  • прочие основания.

Аварийные дома не подлежат восстановлению. Их подвергают сносу, а на месте разрушения возводят новостройки.

Как признать жилье, частный дом или многоквартирный дом аварийным

Жители аварийных домов могут рассчитывать на переселение в благоустроенные жилые помещения нового района. Через сколько лет произойдет расселение аварийного здания, зависит от работы государственных органов. Их задача – выявить проблемный объект, вынести заключение по признакам и сообщить о дальнейших шагах.

Куда обращаться?

Основное действие, которое могут предпринять жильцы аварийного дома – подать заявление в межведомственную комиссию (далее – комиссия). Данный орган занимается тем, что проводит независимую экспертизу «на месте». Группа специалистов выезжает по адресу проблемного объекта и устанавливает – действительно ли он опасен для проживания людей (п. 7 ПП № 47 «Об утверждении Положения…» от 28.01.2006).

Заявление нужно подавать в департамент жилищной политики конкретного населенного пункта, например – Москвы. Организации работают во всех крупных регионах нашей страны. Жителям сельских поселений можно обращаться в городскую администрацию. Там подскажут, в какой отдел направить обращение.

Порядок действий

Что делать собственникам? Взаимодействие с комиссией – это тот максимум, который доступен гражданам и жильцам аварийного дома. Дальнейшие действия проводят уже специалисты в сфере жилищного контроля и безопасности населения.

Порядок признания жилья аварийным:

  1. Установить первичные признаки непригодности жилья. Обычно это происходит на общем собрании жильцов дома, реже – отдельной квартиры. Нужно обсудить все вопросы, определить степень изношенности, выбрать представителей и приготовиться к коллективному обращению в орган власти.
  2. Подать заявление в межведомственную комиссию. Направить обращение можно лично, через МФЦ, Почту или Госуслуги. Секретарь приемной комиссии должен проставить подпись и зарегистрировать заявление в базе данных. Копию заявления с пометкой о принятии представитель жильцов забрать обратно.
  3. Сбор членов комиссии.
  4. Оценка и обследование жилого дома, подходящего под критерии аварийного. Осмотр проводится на месте, в присутствии делегации от жильцов.
  5. Составление акта о проверке дома. Документ оформляется в 3-х экземплярах: один останется у комиссии, второй – в горисполком населенного пункта, а копия третьего – жильцам проблемного дома. Заключение принимается с учетом голосов членов комиссии – большинством.
  6. Взаимодействие с экспертами в области архитектуры и градостроительства, составление и отправка отчета в администрацию.
  7. Утверждение окончательного решения. Итоги подводятся на заседании исполкома городского совета. Администрация решает, признавать дом аварийным или сохранить за ним статус ветхого. Если здание подлежит сносу как непригодное, жильцов переселяют в новые объекты.

Раньше решение о статусе дома принимала комиссия. Но с введением поправок в законодательство такие решение принимаются только властями. Задача комиссии сводится к оценке здания и оформлению акта с печатью. Почти во всех случаях исполком принимает решение с учетом рекомендаций экспертов.

Состав и работа комиссии

Исполнительный орган власти на местах выбирает комиссию для признания домов аварийными строениями. Состав такой комиссии разнообразный – от главы муниципалитета до жильцов старого жилья.

Кто входит в состав межведомственной комиссии:

  • глава местного органа власти или его заместитель;
  • представитель от федерального органа;
  • специалисты департамента городского хозяйства – инженеры-проектировщики;
  • сотрудники Санэпидемстанции, Роспотребнадзора, МЧС и других служб города/района;
  • отдельные собственники (наниматели) жилых помещений.

Специальная комиссия проводит проверку:

  • состояния жилых/нежилых помещений;
  • степени износа несущих и ограждающих конструкций;
  • соответствия инженерных планов по расположению узлов электричества, водоснабжения, газопровода;
  • состояния вентиляционных узлов;
  • комнатной температуры в жилых и нежилых помещениях дома;
  • процент влажности в коридорах, на кухне, в ванной комнате (поквартирно);
  • исправность оконных проемов, остекление, наличие щелей;
  • изношенность фасада здания;
  • наличия токсичных примесей, строительных и иных веществ в воздухе;
  • общее состояние дома, его расположение, дату строительства и др.

Закончив с осмотром объекта, эксперты выносят заключение о его состоянии. Далее, комиссия принимает одно из следующих решений:

  1. Пригодность дома для проживания людей.
  2. Отнесение здания к категории ветхих – на основании изношенности ряда элементов, но сохранении общей целостности дома (необходимости капремонта или реконструкции).
  3. Непригодность для проживания людей – признание жилья аварийным с последующей ликвидацией.

Как показывает практика, комиссия может признать дом не аварийным, а ветхим. Как мы уже отмечали, в первом случае жильцов переселят в новые квартиры, а во втором оставят все как прежде. Максимум, на что можно рассчитывать при «ветхости» – проведение капремонта. Однако, когда дойдет очередь до конкретного дома, сказать сложно? Государственная программа капитального ремонта расписана на годы вперед. Ждать придется очень долго, зачастую не один год.

В чем разница между ветхим и аварийным жильем — об этом должен знать каждый человек!

Какие нужны документы для оформления?

Принимая решение о судьбе объекта, администрация выдает справку о признании дома аварийным. Здание включают в реестр домов под расселение и снос.

Что нужно при первичном обращении в межведомственную комиссию:

  • копии паспортов;
  • копии доверенностей – при делегировании полномочий одному представителю;
  • заявления жильцов с целью признать дом аварийным и подлежащим сносу;
  • сведения о праве собственности или найма жилых помещений: свидетельства, выписки из ЕГРН, правоустанавливающие документы, например – акт о приватизации квартиры;
  • техпаспорт на жилой объект, кадастровые документы;
  • акты предыдущих осмотров и независимой экспертизы дома – прилагаются за последние 3 года;
  • акты-заключения городских служб – МЧС, СЭС, Жилищного надзора и т.д.

Также могут понадобиться и другие документы – в зависимости от регламента в субъекте РФ. Нужно понимать, если в администрации просят принести заключения экспертов, такое требование незаконно. Работы по выявлению недостатков дома проводят специалисты межведомственной комиссии, а никак не жильцы.

Советуем также почитать, какие нужны документы в случае признания аварийным нежилого здания или помещения?

Заявление в межведомственную комиссию по признанию дома аварийным и подлежащим сносу (образец)

Оформить заявление можно в свободной письменной форме. Если заявление отсылается по электронной почте или через Госуслуги, бланк будет электронным. Однако, обращаем внимание, что не все региональные порталы Госуслуг разрешают онлайн-подачу заявления. Сперва нужно узнать, принимает ли ваша администрация заявки дистанционно.

Ознакомьтесь с примерным шаблоном заявления в комиссию:

Заключение межведомственой комиссии о признании частного дома аварийным и подлежащим сносу (образец)

Сроки

Угроза обрушения дома подтолкнет власти быстрее реагировать на проблему. Осмотр и заключение могут занять всего 1 день, после чего жильцов начнут эвакуировать, подробнее о сроках расселения аварийного дома.

Если говорить о стандартных сроках, когда разрушение еще не началось, ситуация следующая:

  • срок рассмотрения заявления – в течение 30 дней по городским объектам и дольше по частным домом в сельской местности (п. 46 части IV ПП №47);
  • работы комиссии – индивидуально;
  • составление акта о признании объекта пригодным, ветхим или аварийным – в течение 5 дней;
  • расселение жителей аварийного дома – в течение 14 дней.

Срок сноса непригодного жилья зависит от внутренней политики муниципальных образований. Здесь действуют адресные программы в регионах – жилье вносят в реестр, после чего оно подвергается ликвидации. Первыми на расселение стоят самые полуразрушенные здания с риском обрушения. Если у властей нет свободного жилья под заселение, людям предоставят временное жилье, например – общежития или социальные жилплощади.

Дом признали аварийным, что делать дальше? Как получить новую квартиру, или дом?

Старые аварийные дома подлежат расселению в рамках существующей региональной программы. Переезд осуществляют сами жильцы, а местные власти компенсируют расходы и всячески им в этом помогают, например – выделяют грузовой транспорт для перевозки вещей (п. 7 ст. 32 ЖК РФ).

Последствия признания дома аварийным:

  1. Расторжение договора социального найма – с лицами, которые проживали в муниципальной квартире или доме.
  2. Прекращение договора аренды с организацией, которая использовала объект в своей коммерческой деятельности.
  3. Переселение нанимателя и членов его семьи в новую муниципальную жилплощадь с аналогичными условиями (правда, это соблюдается далеко не всегда).
  4. Выкуп земельного участка или предоставление аналогичной территории на новом месте – при сносе частного дома в селе.
  5. Принудительный выкуп земли через суд – если ее владелец отказывается от продажи и не хочет сносить аварийный дом.
  6. Новое жилье или денежная компенсация – жильцам-собственникам, которые переселяются из аварийного объекта.

Что выбрать: выкуп старого жилья или новую квартиру? Второй вариант предпочтительнее. Как показывает практика, выкупная цена аварийных квартир значительно ниже среднерыночной по региону. Собственник получит максимум в 2-3 раза меньше реальной стоимости. Найти за эти деньги другое благоустроенное жилье вряд ли получится. Скорее всего удастся приобрести долю или комнату. Однако для тех, кто не проживал в аварийном доме, но имеет право собственности на жилое помещение, выкуп вполне очевиден. Это хорошая возможность избавиться от нерентабельной жилплощади и получить за нее деньги от государства. Но есть и запреты, например — на приватизацию аварийного жилья.

Судебная практика

Устав от обещаний и бездействия властей, жильцы могут отстоять свои права в судебном порядке. Обычно это происходит в случае непризнания дома аварийным. Власти могут упорствовать и не включать дом в список на расселение. Если жилье по всем параметрам аварийное, а жилищный надзор не торопится это признавать – единственный выход подать иск на бездействие властей.

Пример:

Суд рассматривал иск Ю.В. Колокольникова в отношение бездействия администрации г. Серпухова. Истец пояснил, что ему принадлежит частный (индивидуальный) дом в городской черте. Здание было построено в 40-х годах прошлого столетия, и с тех пор серьезно износилось. Истец пытался делать ремонт, но от непригодности фундамента и опорных частей здания эффекта не было. Колокольцев обратился в местную администрацию г. Серпухова с просьбой признать дом аварийным и подлежащим сносу. Оттуда истцу пришел отказ с мотивировкой – объект частный, а не многоквартирный, комиссия такое жилье не рассматривает. Истец просит суд обязать муниципальные власти обследовать частный дом на основании заявления от собственника. Суд изучил материалы дела и удовлетворил просьбу истца. Разъяснение по решению суда – согласно законодательству, порядок обследования жилых домов на предмет их аварийности и сноса предусматривает работу межведомственной комиссии. Согласно Положению от 28 января 2006 г. № 47, иного порядка для зданий в сельской местности не предусмотрено. Администрация МО г. Серпухова обязана привлечь комиссию для осмотра дома. Отказ от таких действия является необоснованным и незаконным.

(Обзор судебной практики утв. Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 29 апреля 2014 г.)

Могут ли жильцы рассчитывать на признание жилья аварийным? Практика показывает, что далеко не всегда. Список непригодных для проживания домов насчитывает сотню объектов в каждом регионе. Власти попросту не успевают, а зачастую – не хотят признавать жилье подлежащим сносу. Что делать собственникам? Жильцам предстоит самим позаботиться о своем будущем. Для этого нужны знания, юридический опыт и просчет последствий.

Смотрите видео о проблемах с признанием жилья аварийным и непригодным для проживания людей:

ЗАДАТЬ ВОПРОС ЮРИСТУ БЕСПЛАТНО

  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов. Базовая информация не гарантирует решение именно Ваших проблем.

Поэтому для вас круглосуточно работают БЕСПЛАТНЫЕ эксперты-консультанты!

  1. Задайте вопрос через форму (внизу), либо через онлайн-чат
  2. Позвоните на горячую линию:
    • Москва и Область – +7(499)648-11-59
    • Санкт-Петербург и область – +7(812)655-72-96

Бездействие администрации по расселению непригодного для проживания частного дома

Оспаривание бездействия местной администрации в обследовании дома межведомственной комиссией
При очевидном наличии у жилого дома признаков непригодности для проживания (аварийности) и непринятии по жалобам жителей мер по обследованию жилого дома межведомственной комиссией можно оспаривать бездействие местной администрации в принятии решения о непригодности дома для проживания (в порядке главы 25 ГПК РФ). Здесь требуется доказать наличие признаков непригодности для проживания. Доказательствами могут быть выявленные специализированной организацией по результатам обследования нарушения по многочисленным жалобам граждан, официальный износ дома по БТИ и др. При этом статус жилья не имеет значения. В частности, можно обязать МВК обследовать на предмет пригодности для проживания и жилое помещение частного жилищного фонда (п. 1 Обзора судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утв. Верховным Судом РФ 29.04.2014 г.). Сразу обязать местную администрацию представить жилье нельзя, поскольку решение о расселении принимается только на основании соответствующего заключения МВК (там же)

Оспаривание решения межведомственной комиссии о пригодности дома для проживания (порядок принятия, анализ видов и результатов проведенных обследований, выводы)
При недействительности решения МВК можно обязать ее повторно провести в определенный срок надлежащее обследование, не предрешая его результата (п. 1 Обзора судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утв. Верховным Судом РФ 29.04.2014 г.)

Незаконность переселения собственника в другое жилье при нарушении местной администрацией процедуры, предусмотренной ст. 32 ЖК РФ

Установив отсутствие со стороны местной администрации предложения о выкупе занимаемого ответчиками на праве собственности жилья, суд обоснованно отказал администрации в удовлетворении иска об их переселении в данное жилье (п. 22 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 г. № 14 о применении Жилищного кодекса РФ, определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 02.12.2014 г. № 24-КГ14-8).

Читайте также:  Изменение разрешенного использования

Аналогичны правовые последствия и ненаправления администрацией предложения о сносе дома и реконструкции (определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 04.03.2014 г. № 18-КГ13-198)

Оспаривание бездействия местной администрации во включении жилого дома в региональную адресную программу по переселению из аварийного жилья
При невключении аварийного и подлежащего сносу многоквартирного дома в адресную региональную программу по переселению из аварийного жилья и отсутствии соглашения о предоставлении другого жилого помещения взамен изымаемого, собственник квартиры имеет только право на выкуп по ст. 32 ЖК РФ (п. 2 Обзора судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утв. Верховным Судом РФ 29.04.2014 г.). Размер выкупа зависит от рыночной цены изымаемого помещения в аварийном доме, на которую маловероятно приобрести равноценное жилье даже с учетом возмещения всех убытков (при том, что их еще надо доказать). Поэтому целесообразно добиться включения местной администрацией аварийного дома в региональную программу переселения из аварийного жилья, оспорив бездействие администрации в суде.
При включении аварийного и подлежащего сносу многоквартирного дома в адресную региональную программу по переселению из аварийного жилья собственник вправе требовать либо выплаты выкупной цены за изымаемое жилое помещение, либо предоставления другого благоустроенного жилого помещения на праве собственности, причем по своему выбору (п. 3 ст. 2, ст. 16 Федерального закона «О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» от 21.07.2007 г. № 185-ФЗ, ст.ст. 32, 86, ч.ч. 2, 3 ст. 88 ЖК РФ, п. 2 Обзора судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утв. Верховным Судом РФ 29.04.2014 г.)

Особенности предоставления другого жилья либо выкупной стоимости

В случае признания жилья очередника непригодным для проживания другое жилье ему предоставляется вне очереди независимо от того, является ли он нанимателем либо собственником, а также независимо от наличия других внеочередников (определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 14.01.2014 г. № 56-КГ13-10)

Очереднику, жилье которого признано непригодным для проживания, что автоматически означает невозможность его восстановления, должно быть вне очереди предоставлено равноценное жилье по договору социального найма (определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 28.05.2013 г. № 34-КГ13-2)

В случае признания жилья очередника-собственника непригодным для проживания другое жилье ему предоставляется вне очереди по п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ, а не по длительной процедуре расселения аварийных домов, предусмотренной ч. 10 ст. 32 ЖК РФ (определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 14.01.2014 г. № 56-КГ13-10)

Собственника жилого помещения нельзя выселить из аварийного дома без предоставления другого жилья. По соглашению сторон возможно предоставление ему другого жилья в собственность, а при отсутствии соглашения – компенсация выкупной цены стоимости жилья
Поскольку предоставление собственнику жилого помещения в подлежащем расселению доме другого жилья взамен изымаемого допускается только с его согласия (ч. 8 ст. 32 ЖК РФ), то при наличии такого согласия ему можно предоставить другое жилое помещение на праве собственности (с зачем стоимости нового и прежнего жилья), а при отсутствии – выкупную стоимость (п. 20 «и» постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 г. № 14 о применении Жилищного кодекса РФ).
Выкупная стоимость рассчитывается в порядке, предусмотренном ч. 7 ст. 32 ЖК РФ. В нее включаются рыночная стоимость жилого помещения, а также все убытки, причиненные собственнику жилого помещения его изъятием, включая убытки, которые он несет в связи с изменением места проживания, временным пользованием иным жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения (при наличии соответствующего соглашения), переездом, поиском другого жилого помещения для приобретения права собственности на него, оформлением права собственности на другое жилое помещение, досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенную выгоду.

При изъятии помещения собственника в аварийном доме в выкупную цену изымаемого жилого помещения незаконно не включены:
– убытки, причиненные собственнику его изъятием, в т.ч. упущенная выгода,
– сумма компенсации за непроизведенный капитальный ремонт,
– стоимость доли в праве собственности на такое имущество (в соответствии со ст. 36 – 38 ЖК РФ и ст. 290 ГК РФ).
По делу о выкупе жилого помещения в аварийном доме подтверждено, что экспертное заключение торгово-промышленной палаты не является отчетом об оценке, а лишь предваряет его (постановление президиума Московского областного суда от 28.01.2015 г. № 41)

Дача экспертом подписки о предупреждении об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения уже после подготовки заключения влечет его недействительность как недопустимого доказательства (постановление президиума Московского областного суда от 28.01.2015 г. № 41)

При недостижении с собственником жилого помещения в сносимом доме согласия на предоставление другого жилого помещения, а также по выкупной стоимости (неответ), нет оснований для прекращения права собственности и выселения (определения Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 04.02.2014 г. № 18-КГ13-154; от 04.03.2014 г. № 18-КГ13-198)

Собственнику жилья в сносимом доме при его желании может быть предоставлено другое жилое помещение по договору социального найма (например, отдельная квартира вместо двух комнат в коммуналке). К отношениям по предоставлению собственникам жилья в доме, признанном непригодным для проживания, другого жилья по договору социального найма, применяется п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ по аналогии закона (определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 10.06.2014 г. № 56-КГ14-2)

Другое жилье взамен сносимого может быть предоставлено и гражданам, не состоящим на жилищном учете, не имеющим статуса малоимущих и занимающим жилое помещение на праве собственности при их объективной нуждаемости в жилом помещении, поскольку изложенные обстоятельства вытекают из содержания ч. 2 ст. 49, ч. 1 ст. 52 ЖК РФ и п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ (определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 09.12.2014 г. № 33-КГ14-12). Данная позиция представляется нам обоснованной лишь для случаев законодательной невозможности предоставить данным лицам другое жилье (напр., отсутствие соглашения о предоставлении жилья собственнику при сносе дома, не включенного в региональную программу сноса аварийного жилья и др.). При отсутствии таких случаев действует п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ как специальная норма права, не предусматривающая никаких вышеназванных условий для внеочередного предоставления другого жилья по договору социального найма любым переселяющимся из непригодного жилья.

Признание жилого дома аварийным и подлежащим сносу подтверждает и непригодность для проживания всех расположенных в нем жилых помещений (определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 01.04.2014 г. № 12-КГ14-2)

Потребительские свойства жилых помещений определяются, в первую очередь, размером жилой площади, количеством комнат, а также полом переселяемых лиц (определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 09.04.2013 г. № 8-КГ13-3)

Размер другого жилья, предоставляемого взамен признанного непригодным для проживания, определяется количеством состоящих на жилищном учете очередников (определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 12.03.2013 г. № 85-КГ12-4)

Суды двух инстанций постановили предоставить нанимателям аварийного жилья другое жилое помещение соответственно по норме предоставления (на состав семьи из 16 чел.), а апелляционный суд – лишь состоящим на жилищном учете членам семьи (6 чел.). Верховный Суд постановления отменил, определив предоставить всем одну равноценную 2-комнатную квартиру (опрделение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 12.01.2016 г. № 69-КГ15-8)

При расселении аварийного дома переселение разнополых детей возможно в одну комнату лишь если они не являются жилищными очередниками и до переселения проживали в одной комнате (определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 09.04.2013 г. № 8-КГ13-3)

Признание индивидуального (частного) дома непригодным для проживания

Постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 г. N 47 утверждено и действует Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (далее – Положение от 28 января 2006 г. N 47).

В п. 2 Положения от 28 января 2006 г. N 47 указано, что действие настоящего Положения распространяется на находящиеся в эксплуатации жилые помещения независимо от формы собственности, расположенные на территории Российской Федерации.

Исходя из буквального толкования данного пункта, следует, что Положение от 28 января 2006 г. N 47 распространяется в том числе и на индивидуальные (частные) домовладения, находящиеся в собственности как граждан, так и юридических лиц.

В соответствии с п. 5 Положения от 28 января 2006 г. N 47 жилым помещением признается жилой дом – индивидуально-определенное здание, которое состоит из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в нем.

Согласно п. 8 Положения от 28 января 2006 г. N 47 орган местного самоуправления вправе принимать решение о признании частных жилых помещений, находящихся на соответствующей территории, пригодными (непригодными) для проживания граждан и делегировать комиссии полномочия по оценке соответствия этих помещений установленным в настоящем Положении требованиям и по принятию решения о признании этих помещений пригодными (непригодными) для проживания граждан.

В этой статье мы рассмотрим правовые последствия признания индивидуального (частного) дома непригодным для проживания как для самих собственников – граждан, так и для органа местного самоуправления.

В соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 14 ЖК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относится признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания.

В соответствии с п. 4 ст. 15 ЖК РФ жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Признание частных жилых домов непригодными для проживания осуществляется решением межведомственной комиссии не только на основании Положения от 28 января 2006 г. N 47, но и на основании своего местного положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, которым, как правило, также утверждаются состав и полномочия межведомственной комиссии по оценке пригодности (непригодности) жилых домов (помещений) для проживания в нем граждан.

Межведомственная комиссия органа местного самоуправления после изучения документов, свидетельствующих о техническом состоянии индивидуального жилого дома и условиях проживания в нем, вправе принять решение о том, что частный жилой дом непригоден либо пригоден для проживания. В случае признания частного жилого дома непригодным для проживания по причине технического состояния дома либо по иным основаниям, установленным Положением от 28 января 2006 г. N 47, у органа местного самоуправления возникают соответствующие обязанности, а у граждан – собственников частного дома возникают права, предусмотренные жилищным законодательством, и в первую очередь это право на предоставление жилого помещения по договору социального найма вне очереди в соответствии со ст. 57 ЖК РФ.

Согласно п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.

Казалось бы, все хорошо, орган местного самоуправления признает частный дом непригодным для проживания, и гражданину на основании п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ предоставляется вне очереди жилое помещение по договору социального найма, причем исходя из нормы предоставления, так как частный жилой дом признан в установленном порядке непригодным для проживания и ремонту или реконструкции не подлежит.

Само понятие “вне очереди” также означает и то, что предоставление жилых помещений вне очереди не предполагает включение гражданина в какую-либо очередь, а право гражданина на получение жилого помещения вне очереди не поставлено в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, также имеющих право на получение жилого помещения вне очереди. Поэтому указанное право должно быть реализовано вне зависимости от наличия или отсутствия других лиц, состоящих на учете по улучшению жилищных условий, и времени принятия их на учет . Проще говоря, гражданину должно быть предоставлено жилое помещение практически сразу, его, как мы знаем, практически также не бывает.

Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за третий квартал 2007 года: утвержден Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 7 ноября 2007 г.

И возможно, все так и было бы, если бы не одно слово в п. 8 Положения от 28 января 2006 г. N 47 – “вправе”.

Еще раз отметим, что согласно п. 8 Положения от 28 января 2006 г. N 47 орган местного самоуправления вправе принимать решение о признании частных жилых помещений, находящихся на соответствующей территории, пригодными (непригодными) для проживания граждан.

Таким образом, исходя из буквального толкования и смысла п. 8 Положения от 28 января 2006 г. N 47 не следует обязанность органа местного самоуправления по принятию указанного в нем решения о признании частных жилых домов и/или помещений, находящихся на соответствующей территории, пригодными (непригодными) для проживания граждан .

Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 15 июля 2009 г. по делу N А79-6259/2008.

Орган местного самоуправления почти всегда откажет в признании индивидуального (частного) дома непригодным для проживания, если этим могут быть нарушены интересы органа местного самоуправления в области жилищных прав и обязанностей или возникнут обязательства, которые придется выполнять своими силами и средствами за счет муниципального бюджета.

В чем такие обязательства могут выражаться, мы покажем ниже.

После признания жилого помещения и/или частного дома непригодным для проживания (далее – ветхим) у органа местного самоуправления и у гражданина возникает ряд прав и обязанностей, в том числе и взаимообусловленных.

В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту и реконструкции не подлежат.

Так, после признания дома (жилого помещения) непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции у гражданина согласно п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ возникает право, а у органа местного самоуправления обязанность по принятию такого гражданина и его семьи на очередь внеочередного предоставления жилого помещения по договору социального найма.

Таким образом, официальное признание жилого дома (жилого помещения) непригодным для проживания и не подлежащим реконструкции порождает у органа местного самоуправления обязанность принять гражданина и его семью на очередь вне очередного предоставления жилого помещения по договору социального найма и соответственно предоставить такое жилое помещение.

Постановка гражданина собственника частного дома на жилищный учет по ст. 57 ЖК РФ и признание дома ветхим не лишают его права собственности на этот дом и не лишают права собственности либо иного вещного права на земельный участок, занятый домом и необходимый для его обслуживания.

После предоставления гражданину жилого помещения в виде квартиры по договору социального найма во внеочередном порядке по основаниям п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ либо предоставления ему любой денежной субсидии по одной из федеральных либо региональных жилищных программ у гражданина как собственника ветхого жилого дома в соответствии с действующим жилищным и гражданским законодательством не возникает обязанности по передаче ветхого дома в муниципальную либо государственную собственность, а гражданин, соответственно, как собственник ветхого дома и земельного участка вправе распоряжаться ими по своему усмотрению либо оставить в своей собственности.

Читайте также:  На какую статью сослаться в суде для того, чтобы была снесена соседская баня

Поскольку у гражданина дом, признанный ветхим, и земельный участок под ним органом местного самоуправления не изымаются, обязательства по сдаче такого дома и земельного участка под ним законодательством не предусмотрено, гражданин имеет право продать либо совершить иную гражданско-правовую сделку с ветхим домом и земельным участком.

В свою очередь, у нового собственника после покупки непригодного для проживания частного дома также может возникнуть право на внеочередное предоставление жилого помещения от органа местного самоуправления в соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ, так как по Жилищному кодексу РФ не имеет значения, по чьей вине домовладение, в котором проживает семья собственника, пришло в состояние, непригодное для проживания, так же как и время получения свидетельства о регистрации права собственности на жилое помещение .

Определение Верховного Суда РФ от 27 октября 2009 г. N 44-В09-41.

Такой “круговорот домовладения” от собственника к собственнику, как мы понимаем, конечно, не может устроить орган местного самоуправления.

Единственным способом его прекратить является снос такого частного дома либо его изъятие вместе с земельным участком в муниципальную собственность в соответствии с нормами жилищного и гражданского законодательства при условии компенсации рыночной стоимости.

Однако при таком изъятии собственнику орган местного самоуправления обязан выплатить рыночную стоимость не только дома, но и земельного участка, что, естественно, не может устраивать орган местного самоуправления, тем более если учесть, что он еще в соответствии со ст. 57 ЖК РФ обязан предоставить жилое помещение по договору социального найма по нормам предоставления, при этом исходя из количества членов семьи, зарегистрированных в непригодном для проживания доме.

Вот и получается, что собственник не только получает жилое помещение вне очереди от органа местного самоуправления, но и в его собственности остаются непригодный для проживания дом и земельный участок под ним, которыми он как собственник может распорядиться по своему усмотрению (продать, обменять, подарить и т.д.) либо у него его может изъять орган местного самоуправления по изложенной выше процедуре.

Выкупать же данный дом и земельный участок под ним для органа местного самоуправления чаще просто невыгодно и нецелесообразно, так как такие земельные участки, как правило, небольшие по размеру и не представляют ни для органа местного самоуправления, ни для потенциального застройщика никакого экономического и коммерческого интереса.

При этом, даже если при принятии решения орган местного самоуправления обяжет собственника снести непригодный для проживания частный дом, собственник этого может просто не сделать, во-первых, просто из-за отсутствия финансовых средств для этого, во-вторых, он – собственник, и обязать его снести (уничтожить) свою собственность в соответствии с гражданским и жилищным законодательством практически невозможно.

На основании вышеизложенного у органа местного самоуправления фактически перед собственником непригодного для проживания дома возникают одни обязанности, в то время как у гражданина (собственника) практически одни права.

В этом случае орган местного самоуправления, естественно, воспользуется тем, что в п. 8 Положения от 28 января 2006 г. N 47 закреплено только его право, а не обязанность на принятие решения о признании частных жилых помещений, находящихся на соответствующей территории, пригодными (непригодными) для проживания граждан, тем более что для этого есть немало законных оснований.

В соответствии со ст. 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.

Согласно ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

В соответствии с п. 3 ст. 30 ЖК РФ собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме, а собственник комнаты в коммунальной квартире несет также бремя содержания общего имущества собственников комнат в такой квартире, если иное не предусмотрено федеральным законом или договором.

Согласно п. 4 ст. 30 ЖК РФ собственник жилого помещения обязан поддерживать данное помещение в надлежащем состоянии, не допускать бесхозяйственного обращения с ним, поддерживать жилое помещение в надлежащем техническом и санитарном состоянии, соблюдать права и законные интересы соседей, правила пользования жилыми помещениями, а также правила содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.

Таким образом, ст. 210 ГК РФ и ст. 30 ЖК РФ в императивной форме указывают на те расходы и усилия, которые должен нести и предпринимать собственник в отношении принадлежащего ему имущества, в том числе собственник частного дома. Тем самым законодатель четко определяет, что помимо наличия у собственника определенных прав на него возлагаются и вполне определенные обязанности (бремя) по содержанию принадлежащего ему жилого помещения либо жилого дома.

Имущество, которое является предметом собственности и служит удовлетворению интересов собственника, само по себе нуждается в заботе о нем, поддержании его в пригодном состоянии, устранении различных угроз и опасностей, исходящих от тех или иных качеств вещей, и проч.

Осуществление всех этих мер возлагается на собственника и рассматривается как естественное следствие права собственности.

Юридически бремя собственности выражается, например, в обязанностях по текущему и капитальному ремонту имущества (дома, здания и т.д.), его страхованию, предъявлению для осмотра, регистрации.

Юридическое бремя собственности возлагает на собственника обязанность изыскивать (находить, предусматривать) необходимые финансовые средства на своевременное производство текущего и капитального ремонта своего жилого дома либо жилого помещения, чтобы не допустить приведения жилого помещения, в котором постоянно проживают и находятся люди, в непригодное и угрожающее жизни людей состояние, при котором проживание в таком помещении будет просто опасно и невозможно.

Из вышеизложенного следует, что на собственнике жилого дома (жилого помещения) в соответствии с действующим гражданским и жилищным законодательством лежит обязанность не только по надлежащему уходу за своим недвижимым имуществом (домом, зданием), его содержанию, своевременному текущему и капитальному ремонту, но и обязанность по изысканию необходимых для этого финансовых средств.

Инициатива законодателя о возможности признания индивидуальных (частных) домов непригодными для проживания, которая в первую очередь направлена на возможность улучшения жилищных прав граждан, у которых на это нет собственных, в первую очередь финансовых, возможностей, к сожалению, на законодательном уровне остается только инициативой, не подкрепленной абсолютно ничем.

Отказ в расселении дома, признанного непригодным для проживания

Уважаемые юристы, насколько обоснованны наши обращения к работникам ЖКХ городской администрации и в областные органы исполнительной власти с просьбой о расселении нашего МКД, официально признанного непригодным для проживания в 2004 году.

Здание построено около 70 лет тому назад, в качестве колхозной конторы МТС, позднее было переведено в жилое. Дом признан подлежащим расселению в первую очередь на основании программы городской думы по переселению граждан города из ветхого и аварийного жилищного фонда на период 2005 – 2010 гг.

На наше административное обжалование мы получаем отписки, суть которых – программа уже не действует, и нам следует обращаться в соответствии с положениями Постановления Правительства РФ от 28.01.2006 N 47 для еще одного признания нашего дома аварийным.

Мы с этим не согласны и свою позицию обосновываем: Постановление Правительства РФ от 2006, не имея обратной силы, не регулирует наши правоотношения, так как оно принято после официального признания нашего дома непригодным для проживания, кроме того дом не подлежит и реконструкции, в связи с чем с нас прекращен сбор взносов на капитальный ремонт.

Помимо этого, постановление Правительства РФ как подзаконный акт не может противоречить Федеральному закону “О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства” от 21.07.2007 N 185-ФЗ (п. 2 ст. 2: «Аварийный жилищный фонд – совокупность жилых помещений в многоквартирных домах, которые признаны в установленном порядке до 1 января 2017 года аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации»).

Скажите, пожалуйста, можно ли надеяться на эффективность мер прокурорского реагирования, а если нет, то каковы перспективы обжалования в суд. Спасибо

Ответы юристов ( 2 )

В соответствии с ч.4 ст.15 Жилищного кодекса РФ жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.

На основании данной нормы и было принято постановление Правительства РФ от 28.01.2006 № 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом» (далее — постановление № 47). Действие данного положения распространяются на все жилые помещения, независимо от форм собственности, расположенные на территории страны.

Квартира — один из видов жилых помещений (ст.16 ЖК РФ), многоквартирный дом — совокупность двух и более квартир (п.6 постановления № 47).

Таким образом, чтобы признать Ваше жилое помещение или весь многоквартирный дом непригодным для проживания (дом — аварийным и подлежащим сносу) необходимо соблюсти процедуру, установленную Правительством РФ. В настоящее время действует постановление № 47.

Между тем, Вы пишите:

Дом признан подлежащим расселению в первую очередь на основании программы городской думы по переселению граждан города из ветхого и аварийного жилищного фонда на период 2005 — 2010 гг.

Следовательно, Ваш дом признан подлежащим расселению на основании местного законодательства, что противоречит ст.15 ЖК РФ. Более того, Вам отвечают, что эта программа не действует (это видно по временным рамкам 2005-2010).

Помимо этого, постановление Правительства РФ как подзаконный акт не может противоречить Федеральному закону «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» от 21.07.2007 N 185-ФЗ (п. 2 ст. 2: «Аварийный жилищный фонд — совокупность жилых помещений в многоквартирных домах, которые признаны в установленном порядке до 1 января 2017 года аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации»).

Постановление правительства РФ от 28.01.2006 № 47 не противоречит Федеральному закону «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» от 21.07.2007 N 185-ФЗ. Вы правильно отметили, что согласно этому Закону аварийный жилищный фонд — совокупность жилых помещений в многоквартирных домах, которые признаны в установленном порядке до 1 января 2017 года аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации.

Порядок признания дома аварийным и подлежащим сносу, т.е. жилых помещений этих домов непригодными для проживания, устанавливается правительством РФ во исполнение требования ст.15 ЖК РФ. До постановления № 47 действовало Постановление Правительства РФ от 4 сентября 2003 г. N 552«Об утверждении Положения о порядке признания жилых домов (жилых помещений) непригодными для проживания»

Скажите, пожалуйста, можно ли надеяться на эффективность мер прокурорского реагирования, а если нет, то каковы перспективы обжалования в суд.

Вы можете написать соответствующую жалобу в прокуратуру на действия администрации. Однако, предполагаю, что Вам ответят о необходимости признать дом аварийным и подлежащим сносу, согласно требований постановления № 47 по вышеизложенным основаниям.

В Обзоре судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным Президиумом Верховного Суда РФ 29.04.2014, указано:

Таким образом, Правительством Российской Федерации установлена процедура принятия решения о признании помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, включающая в себя принятие соответствующего решения межведомственной комиссией и распоряжение органа власти о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения жильцов.

Решение межведомственной комиссии, органа местного самоуправления по вопросам, связанным с признанием жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу, а также действия (бездействие) указанных органов по принятию соответствующих решений могут быть оспорены в суде в порядке, установленном положениями главы 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее — ГПК РФ)

Таким образом, если комиссия не признает Ваш дом аварийным и непригодным для проживания, либо станет бездействовать, Вы вправе оспорить данное решение (бездействие) в суде. Только теперь согласно норм Кодекса административного судопроизводства РФ (глава 25 ГПК РФ исключена, в связи с принятием КАС РФ).

Аварийное жилье: законно ли администрация отказывает нам в переселении сейчас?

Добрый день! Прошу уточнить у вас на руках имеются постановление главы админитсрации о признании дома аварийным и не пригодным для проживания и подлежащим к расселению. В данном случае вы правильно подали заявление – но в нём надо было просить предоставить жилое помещение во внеочередном порядке т.е. без очереди. Я советую не тратя время подать исковое заявление в суд на предоставление жилого помещения во внеочередном порядке.СТ 57 ЖК РФ. 1. Жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев. 2. Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются: 1) гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат; 2) утратил силу с 1 января 2013 г.; 3) гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 настоящего Кодекса перечне. 3. Гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления. Решения о предоставлении жилых помещений по договорам социального найма выдаются или направляются гражданам, в отношении которых данные решения приняты, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия данных решений. 4. Решение о предоставлении жилого помещения по договору социального найма, принятое с соблюдением требований настоящего Кодекса, является основанием заключения соответствующего договора социального найма в срок, установленный данным решением. Решение суда будет обязательно для исполнения всеми органами власти – так будет быстрее. Будут вопросы или необходимость в составлении заявлений пишите подготовлю. С Уважением.

Здравствуйте, уважаемый Посетитель!

Вы имеете право обжаловать в судебном порядке решение администрации на расселение на 2024 год. Основание обжалования: дом признан аварийным.

Отличие ветхого жилья от аварийного заключается в том, что в ветхом жилье, независимо на имеющийся износ, жить можно, а вот в аварийном существует реальная угроза обрушения конструкций.

Собственник жилого помещения в признанном аварийным и подлежащим сносу многоквартирном доме, если такой дом включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, вправе требовать либо выплаты выкупной цены за изымаемое жилое помещение, либо предоставления другого благоустроенного жилого помещения на праве собственности.

Вы можете обратиться за помощью по составлению документов, заказать персональную консультацию.

Можете оставить положительный отзыв, оценку под моим ответом на ваш вопрос. Благодарю.

Здравствуйте, уважаемый автор вопроса! То, о чем Вы пишите, даже просто читать страшно! На мой взгляд, без судебного разбирательства вряд ли удастся добиться справедливости. Однако, обо всем по порядку, постараюсь донести как можно больше информации, которая станет полезной при разрешении возникшей ситуации, в связи с чем поясняю следующее:

Читайте также:  Выселение из квартиры бывшего члена семьи сособственника квартиры

1) Частью 4 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации (ЖК РФ) установлено, что жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Во исполнение данной нормы Правительством РФ 28 января 2006 года принято постановление N 47 “Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции” (далее – Положение), действие которого распространяется на находящиеся в эксплуатации жилые помещения независимо от формы собственности (пункт 2 Положения).

Порядок признания многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу также урегулирован данным Положением, которое распространяется на жилые помещения независимо от их формы собственности, то есть непригодными для проживания могут быть признаны как жилые помещения муниципального (государственного) жилого фонда, так и жилые помещения, находящиеся в собственности граждан.

В соответствии с частью 2 статьи 49 Положения на основании полученного заключения межведомственной комиссии соответствующий орган исполнительной власти либо орган местного самоуправления принимает решение и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о непризнании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.

Именно на это Положение опираются суды при разрешении споров по аналогичным Вашему вопросам.

В силу положений части 1 статьи 254 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации граждане вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления.

Следовательно, в соответствии с вышеприведенной нормой граждане вправе оспорить в суде действие (бездействие) межведомственной комиссии и органа местного самоуправления по принятию решений, связанных с признанием жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, в том числе сроков переселения.

2) При рассмотрении таких дел судами, как правило, учитываются разъяснения Верховного Суда РФ в Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за второй квартал 2009 года.

Согласно данным разъяснениям:
– определение срока сноса многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, а также срока отселения физических и юридических лиц является компетенцией органа местного самоуправления;

– однако в ситуации, когда дальнейшее проживание в аварийном жилом помещении, предоставленном по договору социального найма, создает угрозу для жизни и здоровья нанимателя и членов его семьи, суд вправе обязать орган местного самоуправления предоставить указанным лицам другое благоустроенное жилое помещение во внеочередном порядке на основании части 2 статьи 57 ЖК РФ, учитывая и то, что помещение, не соответствующее санитарным и техническим правилам и нормам, не может быть отнесено к категории жилых (часть 2 статьи 15 ЖК РФ).

Таким образом, советую обращаться в администрацию с коллективной жалобой о проведении нового обследования дома и расселении его жильцов по причине того, что его состояние с момента признания аварийным значительно ухудшилось и представляет угрозу для жизни людей.
Если получите отказ, то следует обратиться в суд с административным иском в соответствии с положениями КАС РФ.

Одновременно с жалобой в администрацию пишите жалобы прокурору, управомоченному по правам человека в вашем регионе, губернатору и др.

Прокурор вправе обратиться в суд с исковым заявлением в защиту жильцов вашего дома, вправе провести прокурорскую проверку с привлечением специалистов с целью установления реальнойВ угрозы жизни и здоровью жильцов.В

Переселение из аварийного жилья. Споры с местными администрациями

Недавно Верховный Суд РФ обобщил судебную практику рассмотрения дел по спорам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого помещения либо многоквартирного жилого дома непригодным для проживания, аварийным и подлежащим сносу или реконструкции. Одновременно судьями был выработан ряд рекомендаций разрешения подобных споров, предметом которых зачастую является бездействие и ненадлежащее исполнение органами местного самоуправления своих обязанностей в сфере жилищного строительства.

Впрочем, как показала судебная практика, подавая в суд иски, заявители нередко сами пытаются нарушить административный порядок признания своего жилья аварийным, обойдя его через суд. Причиной этого является банальное незнание закона. В качестве примера в Обзоре, утвержденном Президиумом Верховного Суда РФ 29.04.2014 года, приводятся действия истицы, заявившей в суд требования о признании своей квартиры непригодной для проживания, а также не подлежащей восстановлению путем реконструкции и ремонта.

Суды, отказывая в удовлетворении данных требований, сослались на то, что решение вопроса о признании жилого помещения непригодным для проживания действующее законодательство относит к исключительной компетенции межведомственной комиссии и не входит в полномочия судебных органов. Данная комиссия создается федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта или органом местного самоуправления, то есть в зависимости от принадлежности жилого дома к соответствующему жилищному фонду.

Иными словами, решить вопрос о признании жилья аварийным через суд, минуя спецкомиссию, нельзя. Равным образом нельзя обязать и местные администрации признать жилые здания аварийными, непригодными для проживания и предоставить заявителям новые жилые помещения. Понуждение администрации к совершению указанных действий является ограничением права органа местного самоуправления на самостоятельное решение вопросов местного значения в пределах предоставленных законодательством полномочий.

ВС РФ поддерживает данную позицию, отмечая, что заявительница может обратиться в суд лишь в одном случае. А именно тогда, когда будет налицо бездействие межведомственной комиссии и органа местного самоуправления по принятию решения, связанного с признанием жилого помещения непригодным для проживания.

Таким образом, для того, чтобы признать жилье ветхим необходимо соблюдение законной процедуры. Данная процедура подробно регламентирована Положением о признании жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденном Постановлением Правительства РФ № 47 от 28 января 2006 года. Согласно данному положению, признание жилого помещения пригодным или непригодным для проживания, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу производится специальной межведомственной комиссией. Для этого требуется наличие заявления собственника помещения (нанимателя), либо заключение органов государственного жилищного надзора.

По результатам работы комиссия принимает решение: о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению; о необходимости и возможности проведения капитального ремонта; о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу; о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции. Только потом и именно на основании полученного от комиссии заключения администрация может принять решение и издать соответствующее распоряжение с указанием дальнейшего использования помещения, сроков отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о непризнании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.

Другое дело, когда вышеуказанное заключение делается комиссией формально, без фактической проверки и обследования жилых помещений. Например, когда вместо проведения строительных и санитарных экспертиз, замеров, снятия параметров микроклимата, обследования несущих конструкций, проверки инженерно-технических систем отопления и электроснабжения, комиссией проводится исключительно визуальный осмотр помещений.

В этих случаях действия, а, скорее всего, бездействие, комиссии могут быть признаны судом неправомерными, а заключение – вынесенным без учета требований законодательства. В противовес заключению комиссии здесь может быть представлено заключение независимого эксперта, нанятого за счет самих жильцов ветхого жилья. Если комиссия не сможет опровергнуть выводы независимой экспертизы, ее действия будут считаться незаконными. Кроме того, о бездействии будет свидетельствовать и отсутствие у комиссии технических заключений и актов органов жилищного надзора, из которых следует соответствие, либо несоответствие состояния помещений требованиям СНиПов.

Установив бездействие комиссии, суд возлагает на нее обязанность в оговоренный срок провести оценку соответствия помещения установленным законом требованиям. В свою очередь недействительное заключение рассматривается как акт, не имеющий юридической силы и не подлежащий применению. Следовательно, у принявшего его органа возникает обязанность повторного рассмотрения относящегося к его компетенции вопроса и принятия по нему нового решения.

Немало споров вызывает и решение вопроса о предоставлении собственникам (нанимателям) жилья, признанного аварийным, новых жилых помещений. По закону если собственники жилых помещений в аварийном доме не осуществили его снос или реконструкцию, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд и об изъятии каждого жилого помещения в доме путем выкупа. Другое жилое помещение взамен изымаемого в таком случае может быть предоставлено собственнику только при наличии соответствующего соглашения, достигнутого с органом местного самоуправления, и только с зачетом его стоимости в выкупную цену.

Нетрудно догадаться, что заключать с жильцами данные соглашения местные администрации не торопятся, ссылаясь на недофинансирование и прочие проблемы местного масштаба. В этих случаях жильцы спешат в суд с требованиями о возложении на администрацию обязанности предоставить им другое пригодное для проживания жилое помещение. Со своей стороны суды отказывают жильцам в удовлетворении таких требований, что, с точки зрения ВС РФ, является правильным.

В обзоре поясняется, что в случае, если многоквартирный дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, не включен в региональную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, суд не вправе обязать органы государственной власти или местного самоуправления обеспечить собственника изымаемого жилого помещения в таком доме другим жилым помещением. Это обусловлено тем, что на орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявший решение об изъятии жилого помещения, возлагается лишь обязанность по выплате выкупной цены изымаемого жилого помещения.

Следовательно, если соглашения сторон о предоставлении другого жилого помещения взамен изымаемого не имеется, суд не вправе обязать орган местного самоуправления обеспечить собственника изымаемого жилого помещения другим жильем. С другой стороны, если между органом власти и собственником не достигнуто соглашение о предоставлении иного жилого помещения взамен изымаемого, не может быть удовлетворено и требование о выселении собственника такого жилого помещения и членов его семьи.

Между тем, если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению, то собственнику жилого помещения в таком доме не может быть отказано в предоставлении другого жилого помещения. И если аварийный многоквартирный дом, в котором находится жилое помещение, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, жильцы уже на законных основаниях и по своему выбору имеют право требовать либо выкупа жилого помещения, либо предоставления другого жилого помещения в собственность.

К слову, даже в тех случаях, когда вопрос с переселением из аварийного жилья уже решен, права и интересы жильцов многими администрациями продолжают нарушаться. Например, путем понуждении к заключению договора мены жилых помещений и принудительного выселения с предоставлением другого жилого помещения. При этом ряд судов полагает возможным удовлетворение исков о принудительном переселении собственников жилых помещений в аварийных многоквартирных домах в предлагаемые органами местного самоуправления жилые помещения, ссылаясь на равноценность и благоустроенность предлагаемого жилья.

Другие же суды исходят из того, что предоставление собственнику непригодного для проживания жилого помещения другого жилого помещения на праве собственности возможно исключительно при наличии достигнутого об этом соглашения с органом государственной власти или местного самоуправления, принявшим решение о сносе дома. То есть, принудительно переселить жильцов, пусть даже из непригодного для проживания помещения, администрация не имеет права. Причем данную позицию судов ВС РФ и признает правильной и обоснованной.

Теперь что касается выкупа. В соответствии с нормами ЖК РФ, если многоквартирный дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, не включен в адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, жилищные права собственника жилого помещения в таком доме обеспечиваются путем выкупа изымаемого жилого помещения. При этом выкупная цена изымаемого жилого помещения определяется, исходя из рыночной его стоимости. По общему же правилу выкупная цена жилого помещения, сроки и другие условия выкупа определяются соглашением с собственником жилого помещения. Поэтому нетрудно догадаться, что, определяя выкупную стоимость изымаемого жилья, местные администрации в целях экономии средств нередко занижают ее истинное значение.

В связи с этим Пленум ВС дает судам на этот счет ряд важных рекомендаций. Так, при определении выкупной цены изымаемого жилого помещения должна учитываться стоимость доли в праве собственности на общее имущество в подлежащем сносу доме. Это объясняется тем, что гражданским законодательством сейчас установлена неразрывная взаимосвязь между правом собственности на помещения в многоквартирном доме и правом общей долевой собственности на общее имущество в таком доме, включая земельный участок.

Доля в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме собственника помещения в этом доме всегда следует судьбе права собственности на указанное жилое помещение. Следовательно, стоимость доли в праве собственности на такое имущество должна включаться в рыночную стоимость жилого помещения в многоквартирном доме и не может устанавливаться отдельно от рыночной стоимости жилья.

То же самое касается и земельного участка под аварийным домом. Здесь следует обратить внимание на то, что с переходом права собственности на помещение в многоквартирном доме к жильцу переходит и доля в праве общей собственности на земельный участок, в отношении которого был проведен государственный кадастровый учет. ВС РФ подчеркивает, что поскольку отдельно стоимость земельного участка при выкупе жилого помещения не определяется, так как предназначен он именно для обеспечения возможности пользования жилым помещением, то при определении выкупной цены необходимо учитывать рыночную стоимость принадлежащей ответчику доли в праве общей собственности на земельный участок под домом.

Более того, ВС РФ рекомендует судам учитывать, что выкупная цена изымаемого жилого помещения в обязательном порядке должна включать в себя и все дополнительные расходы убытки, причиненные собственнику его изъятием, в том числе упущенную выгоду, а также расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права.

В частности, в выкупную стоимость подлежат включению расходы жильца на переезд, оплату услуг агентства недвижимости по подбору жилого помещения, оформление договора купли-продажи иного жилого помещения. Разумеется, расходы могут быть учтены лишь в разумных пределах и стоимость роскошных апартаментов и питания в ресторанах на время решения вопроса о выплате выкупной цены никто компенсировать не станет. Все чрезмерные расходы жильцов учету не подлежат.

Стоит отметить, что данный перечень возможных расходов жильцов закрытым не является и при желании может быть расширен. В качестве примера здесь ВС РФ приводит спор относительно размера предложенной администрацией муниципального образования выкупной цены, который не включал сумму компенсации за непроизведенный капитальный ремонт дома.

Установив, что обязанность по производству капитального ремонта не была выполнена, суд пришел к выводу, что невыполнение наймодателем обязанности по производству капитального ремонта дома, в результате которого произошло снижение уровня надежности здания, является основанием для включения суммы компенсации за непроизведенный капитальный ремонт многоквартирного дома в выкупную цену жилого помещения.

В свою очередь к видам работ по капитальному ремонту многоквартирных домов относятся в том числе ремонт внутридомовых инженерных систем электро-, тепло-, газо-, водоснабжения, водоотведения, ремонт или замена лифтового оборудования, признанного непригодным для эксплуатации, при необходимости ремонт лифтовых шахт, ремонт крыш, подвальных помещений, относящихся к общему имуществу в многоквартирных домах. Соответственно, все вышеуказанные расходы, определенные по рыночным ценам, и подлежат включению в выкупную стоимость жилья.

Ссылка на основную публикацию